Внутренние факторы, влияющие на российскую внешнюю политику
нечно, по сравнению с массированными закупками новых западных самолетов и
боевых судов для ВВС и ВМФ Тайваня или, например, Японии эти сделки не так
уж велики. Но на соотношение сил (особенно на российско-китайской границе)
способны существенно повлиять даже они.
Возросший российский экспорт боевых самолетов в Китай частично явля-
ется ответом на западные помехи в попытках сохранить монополию на восточ-
ноевропейском рынке авиации. Россия не преуспела в попытках убедить Поль-
шу, Венгрию и Чехию закупить модификации для их построенных в СССР само-
летов. Она также потерпела неудачу в попытках убедить восточноевропейцев
закупить тренировочную версию СУ-39. В результате Россия была вынуждена
обратиться к Азиатскому рынку, в особенности к Китаю, Индии, Малайзии, Ин-
донезии, Южной Корее, Вьетнаму и Филиппинам. Китай и Индия в настоящее
время имеют 60 процентов российского экспорта вооружений.
В 1995 году Россия поставила, по крайней мере, четыре системы ПВО SA-
10 (S300 PMU-1), и теперь Китай хочет закупить их еще. Китай также ищет воз-
можности расширить сотрудничество в области НИОКР с Россией33. Только при
относительно свободном доступе к зарубежной военной технологии и усиленном
финансировании национального производства высокотехнологичных систем воо-
ружений китайские военные смогут поднять его на более высокий современный
уровень. Как показывают факты, китайцы успешно использовали хаос, царящий в
России, коррумпированность российских производителей вооружений и их зави-
симость от китайского рынка. По некоторым данным, при поддержке Министер-
ства обороны России Пекин получил лицензию на производство самолетов МиГ-
3134. Китайский центр по координации военно-технического сотрудничества ре-
гулярно организует поездки в свою страну российских специалистов-
оружейников. По расчетам самих китайцев, полученная в результате этого ин-
формация позволит им сэкономить 15-20 лет и сотни миллиардов долларов35.
Поставки российских вооружений и военных технологий в Китай, хотя и
смягчают кризис в российском ВПК, вряд ли отвечают долгосрочным интересам
России, особенно если принять во внимание слабость российских позиций на
Дальнем Востоке и их уязвимость перед лицом государства, имеющего к ней
территориальные претензии.
Другая серьезная проблема в области экспорта вооружений заключается в
том, что российская репутация как надежного поставщика новейших систем
обычных вооружений, существовавшая в 1970-80-х годах, на деле утрачивается.
В будущем технологический разрыв с западными странами еще более увеличит-
ся, что приведет к постепенному вымыванию российских поставщиков передо-
вых систем вооружений с мирового рынка.
1.2 ТАК НАЗЫВАЕМАЯ «ОРГАНИЗОВАННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ»
Естественным результатом наличия в России «слабого государства», не
способного эффективно выполнять свои функции ни внутри страны, ни на меж-
дународной арене, является наличие в России особой политической культуры,
характеризующейся неверием в возможности государства обеспечить общест-
венное развитие, уход наиболее активных людей в теневой сектор. Это создает
условия для укрепления влияния организованной преступности. При этом само
